Si vis pacem, para bellum (gilljan) wrote,
Si vis pacem, para bellum
gilljan

Жизнь без транзита: вежливые люди из РЖД "лают", а грузовой караван стоит

<p>Жизнь без транзита: вежливые люди из РЖД "лают", а грузовой караван стоит </p>

Как гром среди ясного неба вчера грянуло сообщение о том, что Россия начинает ремонт железнодорожных путей в латвийском направлении, в результате чего, как минимум, в течение двух месяцев движение поездов будет значительно ограничено. Однако сегодня "Российские железные дороги" эту информацию опровергли. «Компания осуществляет перевозки грузов в сообщении с Латвией в плановом режиме», – говорится в пресс-релизе РЖД. Тем временем, вагоны все чаще не добираются до латвийских портов.

«В связи с публикациями некоторых российских и зарубежных СМИ пресс-служба ОАО "РЖД" разъясняет. Компания осуществляет перевозки грузов в сообщении с Латвией в плановом режиме в соответствии заявками грузоотправителей, согласованными латвийской стороной. Никаких ограничений для осуществления железнодорожных поставок грузов в Латвию в ОАО "РЖД" нет», – объясняет "РЖД" в сообщении, размещенном на домашней странице предприятия.

«В настоящее время ведутся традиционные для летнего периода плановые работы по ремонту инфраструктуры на Октябрьской железной дороге, однако они не могут быть критичными для транзитных перевозок грузов, в том числе угля, в страны Балтии», – добавляет РЖД.

О том, что РЖД практически закрывает сообщение с Латвией, а значит, и транзит российских грузов через латвийские порты, сообщили в четверг на пресс-конференции представители Латвийской железной дороги.




Как отметило руководство предприятия, ремонт существенно затронет транзит грузов из России и в обратном направлении, как и перевозку грузов из других стран. В связи с этим представители Министерства обещали отправится в Москву для выяснения ситуации.

Представители ОАО "Российские железные дороги" якобы проинформировали, что грузопоток может быть прекращен почти на 100%. Следовательно, в этом случае речь идет не только об угле, о прекращении транзита которого ранее заявил глава Рижского порта Андрис Америкс.

Расслабляться не стоит

Несмотря на утешительные слова из РЖД, железнодорожных операторов ситуация тревожит. Источники газеты "Коммерсант" в отрасли либо ожидают со дня на день закрытия грузооборота, либо уверяют, что уже начались проблемы. Так, говорит один из них, в ряде случаев прекратилась "заадресация" вагонов (принятие заявки на отправку вагона на определенную станцию), закрыт въезд на припортовую станцию, вагоны скапливаются на станциях в Латвии. Другой собеседник газеты говорит, что запрета только ждут.

Инфраструктурные компании с диспетчерскими полномочиями обладают массой технических возможностей нарушить товарные потоки. Официально в использовании инфраструктуры в качестве инструмента давления на соседей никто не признается, но, например, длительные ремонты часто происходят в то же время, что и коммерческие или политические конфликты. Так, после того, как Литва продала ранее принадлежавший ЮКОСу Мажейкяйский НПЗ польской PKN Orlen, а не российским претендентам, в июле 2006 года на участке Унеча-Полоцк нефтепровода "Дружба" произошла авария, прокачку остановили на несколько месяцев, а в 2007 году выяснилось, что возобновить ее можно только после полной замены труб. Тогда Литва грозила вывести в ремонт железнодорожную ветку, соединяющую Россию с Калининградом. В 2010 году Москва и Минск не договорились о цене на электроэнергию, и Белоруссия на длительный срок "вывела в ремонт" основную транзитную ЛЭП 750 кВ, по которой шли поставки в Литву и Калининградскую область. А уже в 2014 году блэкаут в Крыму был вызван совпадением плановых ремонтов и аварий на украинских ЛЭП.

А в случае с ОАО РЖД, по словам собеседника "Коммерсанта" в отрасли, остановить грузопотоки в Латвию можно как официально, так и неофициально — через "логический запрет" приемки грузов в логистической системе ЭТРАН. Его вводят, например, когда порт перегружен: система не реагирует на попытку подать вагоны под погрузку. По неофициальным данным, именно так в ноябре 2014 года были остановлены поставки российского угля на Украину.

Для справки: латвийские "заложники"

Основной объем российских грузов на Латвию в июле шел через ФГК (около трети), "Уралхимтранс", "УВЗ-Логистик", Первую грузовую компанию (ПГК), "Новотранс" и "Балттранссервис". Уголь через Ригу вывозят MIRTrade (трейдер "Сибирского делового союза" — СДС), Carbo One (трейдер "Кузбассразрезугля" — КРУ), СУЭК и "Сибирский антрацит".

Наибольший объем перевалки (45,7%) в Рижском порту приходится на СДС — 4,4 млн тонн за январь--июль, на втором месте КРУ (21,8%, 2,1 млн тонн), а также "Уралхим" (1,16 млн тонн). Но если у угольщиков есть пространство для маневра, то у "Уралхима", совсем недавно построившего в Риге терминал, положение незавидное.

http://ru.bb.vesti.lv/politika/item/9163377-rzhd-oprovergayut-chto-perekryli-tranzit-v-latvijskom-napravlenii
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments