Si vis pacem, para bellum (gilljan) wrote,
Si vis pacem, para bellum
gilljan

Categories:

Вторжение монстров

Андрей Громов
Родился в 1968. Журналист, в прошлом заместитель главного редактора журнала «Эксперт», исполнительный директор журналов «Русская жизнь» и The New Times.

«Мода на ловлю покемонов может пройти, и довольно быстро, но теперь граница между реальным и виртуальным миром перестала быть непроницаемой».


Вторжение монстров

Ну вот, собственно, и начался XXI век. Нет, я не про теракты во Франции, Германии и Ираке, не про атаки на полицейских в Америке, Армении и Казахстане. И конечно, не про переворот в Турции. Это все XX век, который, впрочем, ещё долго (возможно, куда дольше, чем хотелось бы) будет определять повестку дня, нашу жизнь, а временами, как это ни печально, — смерть.

Я про карманных монстров — покемонов, которые этим странным июлем, с его ливнями и грозами (и соответствующими стенаниями про ливнёвку и урбанистику), перепадами давления и температур, прорвали незыблемую до сих пор границу виртуального и реального мира. То есть буквально перешли оттуда сюда и сидят теперь на реальных лужайках и скверах, куда приходится ступать ногами, укрываясь от абсолютно реальных ливней и столь же реального солнца.

Фантазия, владевшая умами самых разных гиков и фриков на протяжении последних 30 лет, реализовалась, причём, как и положено, самым неожиданным и отнюдь не пафосным образом.

Поначалу — то есть ещё 10 лет назад — все представляли себе прямо противоположное движение: реальный мир будет отваливаться в виртуальный. Реальная жизнь уныла, сера и скучна: работать тяжело и неприятно, начальство орёт, девушки не любят (а если вдруг любят, то от этого ещё больше проблем), на улице слякоть, в метро давка... А там, в виртуальной реальности, всё ярко, захватывающе, уютно, ну и, наконец, — ты там всегда герой и молодец. Нужна ещё только пара технологических прорывов, чтобы виртуальная реальность была более реальна, отчётлива и полноценна. Ноги не мокнут, спина не болит, разве что руки от бесконечных движений мышкой затекают, но и это проблема решаемая: технологии разовьются — и тебе даже мышкой двигать не придётся.

Впрочем, довольно быстро оказалось, что прямой побег в виртуальный мир не такая уж мечта человечества. Бум соцсетей и многопользовательских игр отчётливо показал, что виртуальность тем более захватывает, чем теснее она переплетена с реальностью. К тому же человек, отваливающийся в виртуальный мир, очень сильно интересовал отдельных футурологов, но совсем не интересен был ни маркетологам, ни технологам, да и вообще никому из тех, кто зарабатывал и распределял деньги в реальном мире. Его потребительские и электоральные качества логично оценивались как близкие к нулю.

Ну а потом появился iPhone. То есть генератор виртуального мира перестал быть огромной штукой, возле которой можно сидеть или лежать, но нельзя носить с собой в кармане или дамской сумочке. И вот уже не только фрики и гики, но и технологи и маркетологи всех мастей, а также стартаперы и кикстартеры стали лихорадочно мечтать о реальности дополненной и расширенной. О мире, где виртуальный мир вторгается в реальный. Началось всё с концепции «полезно для пользы». И вроде технологии уже позволяли и среда была готова. Но чего-то не хватало. Не получалось. Граница виртуального и реального мира оставалась непроницаемой. Навигатор прокладывал кратчайшую дорогу — вот и вся виртуальность, на фотографии накладывались фильтры — вот и вся дополненность и вся расширенность.

И тут появились эти почти забытые герои детских игр 10—15-летней давности. Ничего «полезного для пользы», никакого пафоса, никакой особенной инновационной технологии — просто немудрёная игра и забавные, знакомые многим с детства монстры. И это сработало. Толпы людей бегают по городам мира в поисках покемонов, перекрывая автострады, свисая с обрывов и залезая на крыши.

Сработало потому, что современный человек — всё тот же Homo ludens, то есть «человек играющий», что и во все времена. Потому что какими бы абстрактными ни были эти покемоны — они субъектны, у них есть имена, они обладают или могут быть наделены какими-либо свойствами.

И это теперь новая реальность — дополненная и расширенная. Мода на ловлю покемонов может пройти, и довольно быстро, но теперь граница между реальным и виртуальным миром перестала быть непроницаемой. Можно не сомневаться, что в ближайшее время мир наводнят самые разные виртуальные существа, с которыми мы будем жить и взаимодействовать. Будем их кормить, слушать их наставления по диетам или занятиям спортом, жаловаться им на жизнь и, конечно, ходить с ними в магазины. И это только то, что пришло в голову разным людям за прошедшие две недели. И нет ни малейшего сомнения, что десятки тысяч программистов по всему миру всё это уже реализуют в программные продукты.

А что делать с ЦРУ, которое с помощью покемонов следит за нами, изучает геолокацию наших городов и устройство наших квартир? Что делать с террористами, которые с помощью виртуальных монстров будут заманивать своих жертв? Что делать с нашими традиционными ценностями, которые разрушают все эти покемоны, заставляя нас и наших детей забыть о Колобке и Красной Шапочке (да, я в курсе, что это французская сказка, которую потом переписали братья Гримм, сделав немецкой)?

Да ничего! ЦРУ, если есть охота рассуждать в этих категориях, и без покемонов прекрасно может злоумышлять всякое разное. Террористы, как мы едва ли не каждый день видим, прекрасно обходятся бомбами, автоматами, а теперь и грузовиками. Так что карманные монстры ничего не добавят. А Колобок с Красной Шапочкой куда ближе покемонам, чем дедушке Ленину или даже дяде Стёпе. Как-нибудь переживут.

Да и вообще, крайне неразумно рассматривать вторжение виртуальных монстров в контексте привычных страхов и угроз. Новую реальность нельзя отменить, запретить или ограничить. То есть можно, конечно, но с огромными потерями и крайне сомнительным результатом. Гремя броней и сверкая сталью, воевать с Пикачу бесполезно. С ним надо как-то учиться взаимодействовать, договариваться, приручать его и понимать.

https://russian.rt.com/opinion/313699-vtorzhenie-monstrov


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments