Si vis pacem, para bellum (gilljan) wrote,
Si vis pacem, para bellum
gilljan

Category:

Юрий Алексеев . Рижский фарфоровый завод. А Я В ОТРОЧЕСТВЕ ТАМ РАБОТАЛ...



..В июне 1973 года, после 7-го класса. Зарабатывал деньги на магнитофон «Нота-303». Называлось это место — РФЗ, Рижский фарфоровый завод.

Завод выпускал посуду для великого СССР. Красивую и стильную, я потом много раз видал наши рижские чашки и блюдца в городах и весях от Ленинграда до Ташкента.

А я попал — вообще в эксклюзивное место, в Живописный цех, который производил не ширпотреб, а коллекционный фарфор ручной работы. Моя обязанность была — тщательно протирать специальным раствором заготовки, чтобы краска, которой их потом расписывали художницы, ложилась ровно.


И какие это были заготовки! Тончайшие фарфоровые чашечки, блюдца, тарелочки, вазочки, которые, если их поставить на салфетку с рисунком — рисунок через фарфор просвечивал. А если по ним щелкнуть ногтем — звон был, как у серебряного колокольчика.

На весь цех мужиков было только двое: грузчик Андрей, который приносил и потом осторожно уносил расписанные заготовки в цех обжига. И я — младший «протирщик» :-) Остальные — милые латышские тетеньки, которые по-матерински пичкали меня домашними бутербродами (я в те годы был худ и лопоух, впрочем, я и сейчас не толстый).

Весь месяц, пока я там работал, мы расписывали огромный кофейный сервиз на 120 кувертов. Да, да, в Живописном цеху их называли не «предметы», а по старорежимному — куверты. Полагаю, слово это сохранилось еще с тех пор, когда РФЗ назывался Рижским филиалом фабрики Кузнецовского фарфора.
История предприятия восходит к далекому 1841 году…

Рисунок был сложный — морской берег, три пальмы, восходящее солнце, яхта на горизонте. Художницы выписывали этот пейзаж тончайшими беличьими кисточками, филигранными штришками в доли миллиметра. Некоторые детали — чистым золотом. Да, именно золотом. Каждое утро в цех приходил суровый дядька и выдавал им под расписку бутылочки с коллоидным раствором золота в лаке. А в конце рабочего дня собирал, взвешивая каждую на лабораторных весах. Кстати, до обжига золотая краска выглядит непрезентабельно — она цвета детской неожиданности.

А знаете, кому предназначался этот сервиз? Это был подарок Фиделю Кастро от Советской Латвии в честь 20-летия штурма казарм Монкада в Сантьяго-де-Куба 26 июля 1953 года. Дня, который считается началом Кубинской революции.

Отчего я вспомнил? Два события навеяли. Первое: умер великий Фидель (надеюсь, он пил кофе из рижской фарфоровой чашечки, усердно протертой моей юной рукою).

Второе: Рижский фарфоровый завод тоже умер. Впрочем, завод умер еще в начале 90-х, почти сразу после латвийской «революции гидности». А вчера на «могиле» моего Живописного цеха началось строительство
очередного торгового центра. Из латвийских товаров там будут — глиняные горшки.

Иного мы сейчас не умеем…







На фотках внизу — так сносили мой Живописный цех три года назад. Когда снимал — аж сердце защемило.








       

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments