?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

8 рижских миноносцев

Их легкий, изящный силуэт с двумя откинутыми трубами и впрямь напоминал прогулочные яхты, каковыми они из соображений секретности числились на стапелях. Но стоило им подойти чуть ближе, и уже различались тонкие карандаши палубных орудий. У эсминцев Российского императорского флота, построенных в Риге, оказалась удивительная судьба.
Эскадренный миноносец Войсковой.

Секретные корабли


Началась их история в феврале 1904 года, когда сразу после начала русско–японской войны под великого князя Александра Михайловича, дяди императора Николая II, был создан "Особый комитет по усилению флота на добровольные пожертвования". Пожертвования шли со всей России, даже эмир Бухарский внес полмиллиона рублей.

Шла война, крупные корабли строить было некогда, и комитет решил клепать эскадренные миноносцы. Поскольку все крупные русские верфи и так были забиты, обратились к немцам. Они единственные в Европе согласились, и то тайком — официально Германия объявила нейтралитет. И с условием: они поставляют готовые детали, а сборкой занимаются русские заводы. Так заказ на 8 эсминцев попал заводу "Ланге и сын" в Риге.

Механик Ланге и якорщик Скуя основали судостроительную верфь A. Lange un J. Skuje в 1869 году. Потом Ланге выкупил долю компаньона и переименовал компанию в "А. Ланге и сын". Находилась она на Кугю, 44, где в советское время был судоремонтный завод. Верфь Ланге построила 190 пароходов — в основном небольших, для рижского порта и плавания по Двине. Но был в ее активе и спасательный ледокол "Владимир" с машинами в 800 лошадиных сил. А в осажденном японцами Порт–Артуре крепко помог русской эскадре сработанный Ланге плавучий кран грузоподъемностью 60 т.

                                      Ледокол: "Владимир" с 11.1918 - Юри Вилмс, с 6.1940 - Кингисепп,
                                      с 8.12.1941 -     КП-29, 12.7.1943 - К-3, с 1944 - Ф-3.

Однако в целом дела у завода шли ни шатко ни валко. Трудно было конкурировать с большими европейскими верфями. Дошло до того, что в 1902 году казна выкупила часть акций завода, чтобы поддержать его на плаву. Именно поэтому Ланге и достался госзаказ на эсминцы. Собирали их в Риге под видом "паровых яхт". Механизмы поставлял штеттинский завод "Вулкан".

Надо сказать, что немцы, разрабатывавшие проект, подсунули "лежалый товар". Все тогдашние эсминцы, в том числе японские, имели скорость 29–30 уз. А эти — 25. Вооружение тоже оставляло желать лучшего. Немцы будто предчувствовали, что самим придется повоевать с ними, и в проекте ряд характеристик был занижен будто специально. А что же наш "особый комитет"? Ведь там должны были подумать — как этим эсминцам воевать с японскими "коллегами"? Увы, структуры, возглавляемые великими князьями, не утруждали себя полетом мысли. Там были слишком озабочены "распилом" казенных денег.



Первые четыре корабля верфи Ланге получили имена "Украина", "Войсковой", "Туркменец" и "Казанец". Головной эсминец должны были сдать 1 января 1905 года, и он теоретически успевал попасть на войну в составе 3–й Тихоокеанской эскадры. Но, к счастью для его потенциальной команды, шансы которой в бою с быстроходными японскими миноносцами были невелики, началась революция.

Картинка 2 из 745
Эскадренный миноносец "Украйна"

12 января 1905 года толпа демонстрантов ворвалась на территорию завода. Все работы прекратились, а в суматохе с "Украины" пропали механизмы из цветных металлов. (Примета смутных времен — первым делом воруют цветмет.) Их потом так и не нашли, пришлось заказывать снова. Так что когда русский флот тонул при Цусиме, "Украина" только завершала испытания.


А Ланге тем временем получил заказ еще на четыре эсминца. Двум присвоили имена погибших под Порт–Артуром "Стерегущего" и "Страшного", а еще два назвали в честь казаков, жертвовавших деньги на постройку, — "Донской казак" и "Забайкалец".

Картинка 6 из 29
Эскадренный миноносец Донской Казак

На страже Риги


К началу Первой мировой "рижские" эсминцы уступали в скорости не только немецким миноносцам, но и турбинным крейсерам — и это не говоря уже об огневой мощи. Встреча с таким противником в открытом море была для них равносильна гибели. И все же они с первых дней войны выходили в дальние рейды, надеясь на ненастную балтийскую погодку, непроглядную темень да Николая Чудотворца. В одном из набегов "Страшному" улыбнулась удача: он расстрелял немецкий сторожевик у Виндавы, подняв из воды пленных — 1 офицера и 19 матросов.


Картинка 7 из 29
Эскадренный миноносец Страшный.

В августе 1915–го немцы начали прорыв через заминированный русскими Ирбенский пролив — в Рижский залив. Тут–то и пришлось эсминцам Ланге постоять за родной город. Русское командование боялось рисковать новейшими линкорами, коптившими небо в Гельсингфорсе, и прикрывать минные поля пришлось старому броненосцу "Слава" (тоже не успевшему к Цусиме), канонеркам и миноносцам. Ходить в торпедные атаки при их скорости было самоубийством, и эсминцы поставили на артиллерийские позиции у минных полей. Как только немецкие тральщики пытались снять мины, русские корабли открывали по ним огонь. Тоже служба не сахар — немцы тут же подгоняли свои броненосцы и пытались накрыть наших дальнобойной артиллерией. Приходилось вертеться под градом снарядов, поднимавших столбы воды выше мачт.


Немцы теряли тральщики, но упорно лезли напролом. Когда им все же удалось прорваться через минные поля, линейный крейсер "Мольтке" был послан для обстрела Усть–Двинска и Болдераи. Выручили англичане. Подлодка Королевского флота Е–8, действовавшая совместно с нашими на Балтике, обнаружила "Мольтке" и влепила ему торпеду в борт. Крейсер уцелел, но операцию немцы отменили.


А 28 октября 1916 года немецкая подлодка вышла на русский конвой в Рижском заливе, дала залп и попала в шедший концевым "Казанец". Перебитый взрывом пополам корпус корабля просто сложился, нос и корма, встав вертикально, затонули. От мощного удара заклинило двери в кают–компанию, и офицеры чуть было не захлебнулись, но матросы успели разбить двери кувалдой. Пока спасшихся подняли из воды, прошел час — час в ледяной октябрьской Балтике. Погибли 45 человек — больше половины команды.
TorpedohДvittДjД Kazanets Tallinnan edustalla
Эскадренный миноносец Казанец

Потеряв товарища, "рижские" эсминцы продолжали воевать. Ходили в дозоры и конвои, участвовали в набегах на немецкие конвои с рудой из Швеции, обстреливали германские позиции под Ригой. После Февральской революции, когда команды многих кораблей перестали подчиняться приказам, эсминцы "рижской серии" остались верными долгу до конца. Все они приняли участие в сражении, описанном Пикулем в "Моонзунде". Когда команда в панике бросила поврежденный, но остававшийся на плаву броненосец "Слава", на него высадилась аварийная партия с "Туркменца". Она сожгла секретные документы и карты, а затем броненосец добили торпедами, чтобы не достался немцам.

Через три войны

Октябрь 1917–го развел офицеров наших эсминцев по разные стороны баррикад. Одни пойдут за большевиками, как Лев Галлер, выбранный командой командиром "Туркменца", а в 1930–е ставший командующим Балтийским флотом. В 1950–м его репрессируют. Другие за белыми, как Георгий Старк, командир "Страшного", возглавивший флот Колчака, а потом работавший таксистом в Париже. Он умрет в том же 1950–м в доме престарелых.


А корабли остались верны флоту, поменявшему Андреевский флаг на красный. Даже "Стерегущий", стоявший в Гельсингфорсе на капремонте, снялся с якоря, когда балтийский флот в марте 1918–го стал прорываться через льды в Кронштадт, чтобы не попасть в руки финнов и немцев. На эсминце осталось всего 8 матросов, он шел на буксире и льды сорвали пластырь с пробоины. Корабль стало заливать, а с буксира уговаривать — бросайте вы эту рухлядь, спасайтесь. Нет, накренили корабль, заделали пробоину цементом — и дошли.


В 1919 году "Туркменец" (переименованный в "Альтфатер"), "Войсковой" ("Фридрих Энгельс") и "Украина" ("Карл Маркс") были переброшены на Волгу, потом на Каспий. У них впереди были еще две войны — Гражданская и Великая Отечественная. А карьера "Забайкальца", "Донского казака", "Страшного" и "Стерегущего" подошла к концу, в 1924 году их разобрали на металл.
ka19i

"Каспийская" тройка прошла всю Великую Отечественную, прикрывая конвои с нефтью из Баку в Сталинград от немецкой авиации. Дольше всех — до 1962 года — прослужил "Альтфатер", бывший "Туркменец", переданный после войны в ДОСААФ. Он еще застал полет Гагарина.

Вот парадокс: корабли, устаревшие уже к концу русско–японской войны, прослужили до космической эпохи, пережив всех своих куда более современных "коллег". Судьба…



Автор: Константин Гайворонский     Источник: «Вести Сегодня» фото http://www.nashflot.ru/model/foto/6514

Profile

gilljan
Si vis pacem, para bellum

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
free counters
Праздники сегодня

Славные праздники

Рейтинг блогов







Анализ веб сайтов

Si vis pacem, para bellum
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel